Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как часто Вы читаете книги?
Всего 33 человека

Организация работы педагога социального в школе

Дата: 30 октября 2017 в 22:34

Организация работы педагога социального в школе

Ведущие направления и содержание деятельности

педагога социального в системе воспитательно-образовательных

учреждений

В сферу деятельности социального педагога в воспитательно-образовательных учреждениях различного типа и профиля входит:

·        социум, окружающий ребенка, семью, воспитательно-образовательное учреждение;

·        ребенок, детский и педагогический коллектив;

·        семья и семейно-соседская общность;

·        детские и молодежные формирования и объединения;

·        дети-инвалиды, сироты, а также одаренные дети;

·        молодежь, составляющая группу социального «риска», их семьи.

Социальный педагог исследуют социум, окружающий ребенка, его семью, воспитательно-образовательное пространство. Он стремится точно определить «социальный диагноз», воспитательный потенциал микросоциума, готовность к включению всех значимых участников воспитательного процесса в социально-педагогическую деятельность. Работает над устранением тех явлений, которые негативно влияют на самочувствие личности, семьи, процесса социального воспитания. Привлекает различные учреждения, организации, общественные и частные структуры к взаимодействию в целях расширения жизненного пространства ребенка, его воспитания и социализации.

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях воспитательно-образовательной системы определяет его функциональные обязанности.

 

Функции социального педагога

Диагностическая – оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения семьи, учреждений образования, СМИ и т.д.

Прогностическая – участие в создании региональных программ социального воспитания, проектирования микросоциума, ИКП по работе с семьей, ребенком, группами социального «риска».

Воспитательная – участие в формировании воспитательного потенциала микросоциума, влияет на поведение детей и молодежи, транслирует педагогические знания в области воспитания.

Организаторская – организует социально значимую деятельность, оказывает влияние на организацию досуговой деятельности, ЗОЖ, координирует развитие детской и молодежной инициатив, содействует трудоустройству, организует взаимодействие различных социальных институтов.

Коммуникативная – уважает человеческое достоинство, налаживает контакты с семьей, педагогами и социальными институтами.

Социально-терапевтическая – организует и осуществляет социальную терапию, психолого-педагогическую, коррекционную помощь личности в охране ее психического, физического, нравственного здоровья, занимается профилактикой и преодолением негативных явлений.

Охраннозащитная – защищает интересы и права личности, семьи на основании законодательных актов.

Тарифно-квалификационные характеристики

по должностям работников образования

Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию, образованию и развитию (воспитанников, детей) в сфере ближайшего окружения: учебно-воспитательном учреждении, семье, по месту жительства, в молодежных и детских объединениях и т.д. Участвует в создании и реализации региональных социально-педагогических программ. Защищает права и интересы детей и молодежи. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других специалистов. Ведет работу с семьями социального риска. Организует учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке (попечительстве), находятся в экстремальных ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки. Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди детей и молодежи правонарушений, преступлений, пьянства, токсикомании, наркомании, СПИДа и т.д. Пропагандирует и содействует внедрению среди детей и молодежи, их семей здорового образа жизни. Обеспечивает социально-педагогическую помощь и поддержку детям и молодежи с особенностями умственного и физического развития и способствует их социальной адаптации в обществе. Содействует становлению и развитию у детей и молодежи общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норма и правил поведения в обществе, внутренней потребности в самовоспитании и самоконтроле. Оказывает помощь детям и молодежи в организации различных видов социально-значимой деятельности, свободного времени, социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям и молодежи. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями. Повышает профессиональную компетентность и мастерство.

Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические документы по вопросам образования, воспитания, охраны и защиты семьи, материнства, детства и молодежи; социальную и семейную педагогику; возрастную и нормальную педагогику и психологию; методику социально-педагогической диагностики, валеологию, организацию социально-педагогической деятельности с различными категориями детей и молодежи; этические нормы и требования к профессиональной деятельности социального педагога; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

         Квалификационные требования.

         Педагог социальный учреждения образования высшей квалификационной категории: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования I квалификационной категории не менее 3 лет.

         Педагог социальный учреждения образования І квалификационной категории: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования ІІ квалификационной категории не менее 3 лет.

         Педагог социальный учреждения образования ІІ квалификационной категории: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика», стаж работы в должности педагога социального учреждения образования не менее 2 лет.

         Педагог социальный учреждения образования: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «социальный педагог», либо высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Критерии оценки эффективности деятельности социального педагога и организации социально-педагогической работы

Основой для оценки деятельности социального педагога образовательно-воспитательного учреждения является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой и данными методическими рекомендациями.

В качестве основных критериев оценки деятельности социального педагога можно считать:

1)            деятельность по созданию условий для эффективной работы: социально-педагогическая паспортизация образовательно-воспитательного учреждения и его микрорайона, оборудование и методическое оснащение рабочего кабинета, достаточность и системность созданного социально-педагогического банка данных;

2)            регулярное прохождение курсов повышения квалификации, активное участие в работе регионального методобъединения, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиоанльного уровня социального педагога;

3)            обоснованность, технологичность и эффективность оказываемой социально-педагогической помощи;

4)            актуальность превентивных мер и действенность профилактической социально-педагогической работы;

5)            адекватность и качество планирования и документирования;

6)            активность в пропаганде сущности социально-педагогических подходов, гуманистических идей;

7)            развитие и поддержание социально-педагогических инициатив среди детей, подростков, молодежи;

8)            отзывы учащихся и их родителей, педагогов, руководителей, предупреждения о работе социального педагога;

9)            участие в научно-исследовательской работе, выступления в профессиональной периодической печати и других средствах информации по вопросам социально-педагогической деятельности, развития социальной педагогики как науки и практики.

 

Документация и формы отчетности социального педагога

1.     Нормативные документы, определяющие деятельность социального педагога.

2. План работы на учебный год (комплексный план), отражающий работу с педагогическими работниками, учащимися, их родителями по ведущим направлениям деятельности.

3. План работы на неделю.

4. Социальный паспорт учебного заведения (отражающий сведения о сиротах, учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, на внутриучилищном контроле, пострадавших от аварии в Чернобыльской АЭС, учащихся, чьи родители погибли во время службы в армии, милиции, учащихся из неполных, многодетных семей, учащихся, состоящих на учете у врача-нарколога, с ослабленным здоровьем, педагогически запущенных).

График проведения индивидуальных консультаций.

Рабочий дневник, содержащий информацию, полученную в течение рабочего дня, с учетом рабочего времени и фиксирующий деятельность социального педагога (не подлежит огласке и является сугубо конфиденциальным документом).

Картотека учащихся, с которыми ведется постоянная (регулярная) индивидуальная работа (не подлежит огласке).

Методическое обеспечение (библиотечка социального педагога, методическая литература, анкеты, памятки).

Примерные требования к оформлению и ведению документации

педагога социального

1.           Нормативные документы, определяющие деятельность педагога социального:

·          Конституция Республики Беларусь;

·          Закон «Об образовании в Республике Беларусь»;

·          Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;

·          Конвенция о правах ребенка;

·          Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

·          Кодекс законов о труде Республики Беларусь;

·          Жилищный кодекс Республики Беларусь;

·          Гражданский кодекс Республики Беларусь;

·          Уголовный кодекс Республики Беларусь;

·          Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

(см. Приложение 2);

·          Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»;

·          Закон Республики Беларусь «О государственной помощи семьям, воспитывающим детей»;

·          Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

·          Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

·          Концептуальные подходы к созданию системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования;

·          Постановление Министерства труда Республики Беларусь №3 от 09.01.1998г. «О тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования»;

·          Квалификационный справочник: должности служащих, занятых в образовании, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.01 №53;

·          Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Об основных направлениях деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях», утвержденные 26.08. 1998г.;

·          Инструктивно-методические рекомендации «Создание и финансирование социально-психологической службы в среднем специальном и профессионально-техническом учебном заведении», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 15 декабря 2000г.;

·          Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации воспитательной работы в 2001-2002 учебном году («Настаўніцкая газета», 21 августа 2001г.);

·          Государственные документы, предусматривающие гражданам всевозможные пенсии, льготы, пособия:

-         О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь;

-         О социальной защите граждан пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

-         О занятости населения в Республике Беларусь;

-         О материальном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (от 26.10.1998г. №12-4/633, №06-6/1577);

-         О нормах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении на учебу и трудоустройстве (от 28.04.2001г. №11-3-4/268, от 02.05.2001г. №06-4/458).

2. Примерное распределение рабочего времени педагога социального по видам работы

Вид деятельности

Кол-во часов в неделю

Оказание необходимой практической социально-педагогической помощи учащимся в разрезе требований, обусловленных тарифно-квалификационной характеристикой

16

Проведение социально-педагогических исследований, изучение ситуативных проблем, возникающих при осуществлении учебно-воспитательного процесса

8

Социально-педагогическое консультирование учителей, родителей, учащихся, установление необходимых деловых контактов, социально-педагогическое просвещение педработников и родителей учащихся

8

Работа с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по повышению профессионального уровня

8

ИТОГО

40

3. План работы на учебный год способствует эффективному распределению рабочей нагрузки педагога социального и учету основных направлений его деятельности. Здесь должны быть отражены те предполагаемые мероприятия, акции, другие виды деятельности, которые являются базовыми, основополагающими в социально-педагогической работе. Это прежде всего необходимые социально-педагогические исследования и эксперименты, создание и уточнение банка данных, картотек, социально-педагогических паспортов, взаимодействие с социальными институтами воспитания, пропаганда социально-педагогических идей на участке своей деятельности, темы выступлений на педсоветах, родительских собраниях, перед учащимися и т.п. Здесь же должна быть показана работа по повышению собственного профессионального уровня, предполагаемые выступления по социально-педагогическим проблемам, написание статей и т.д.

4. План (сетка) работы на неделю.

Вариант 1

День недели

Содержание

работы

Продолжительность

Отметка о выполнении

Вариант 2

Исследование социума учебного заведения

Социальная защита и опека учащихся

Повышение уровня педагогичской культуры педагогов и родителей

Социально-педагогичское консультирование

Социально-педагогическая профилактика

Содействие созданию педагогически ориентированной среды

Обеспечение соцально-педа-гогической поддержки семьи в развтии личности учащегося

Организационно-ме-тодическая деятельность

Вариант 3

День недели

Содержание

работы

Продолжительность (количество времени)

Отметка о выполнении

1.

2.

3.

5. Социальный паспорт учебного заведения (отражающий сведения о сиротах, учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, на внутриучилищном контроле, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, учащихся, чьи родители погибли во время службы в армии, милиции, учащихся из неполных, многодетных семей) (Приложение 3, 4).

6. График проведения индивидуальных консультаций в целях эффективного распределения рабочего времени педагога социального, рекомендуется заблаговременно довести до сведения учащихся, родителей, инженерно-педагогических работников, а также поместить в педкабинете, в общежитии, на двери кабинета педагога социального и т.п. Ниже приводится один из возможных вариантов:

График проведения индивидуальных консультаций:

Для учащихся:   ____________________  с ______ по _______

                            (дни недели)                    (время проведения)

Для родителей: ____________________  с ______ по _______

                            (дни недели)                    (время проведения)

Для ИПР:           ____________________  с ______ по _______

                            (дни недели)                    (время проведения)

7. Рабочий дневник, содержащий информацию, полученную в течение рабочего дня, с учетом рабочего времени и фиксирующий деятельность социального педагога (не подлежит огласке и является сугубо конфиденциальным документом) ведется в произвольном порядке. Также рекомендуется вести учет консультационной работы, индивидуальных и групповых занятий, посещений на дому, выступлений и т.п.

8. Картотека учащихся, с которыми ведется постоянная (регулярная) индивидуальная работа (не подлежит огласке). Ведется в соответствии с рекомендациями Комитета по образованию и делам молодежи Мингорисполкома (Приложение 5).

Конфиденциальные информационные материалы, которые появляются в результате проведения индивидуальной работы, работы с семьями и других всевозможных случаях контактирования не полежат какому бы то ни было контролю со стороны администрации и других проверяющих, хранятся в специальном сейфе, доступном только для педагога социального.

В процессе работы должен появиться банк данных, включающий как объекты, вызывающие социально-педагогическую озабоченность (социальные паспорта проблемных семей, медико-психолого-педагогические характеристики «трудных» и находящихся под опекой детей и подростков, больных и инвалидов, сведения о девиантных группах и т.д.), так и данные о социально-педагогических возможностях разного рода общественных, частных и государственных институтов, расположенных на территории микрорайона, с которыми предполагается или налажено сотрудничество педагога социального, а также номинация волонтерских инициатив детей и взрослых (Приложение 6-18).

9. Методическое обеспечение (библиотечка социального педагога (книги, профильные журналы, вырезки из газет, списки литературы, указатели статей и т.д.), методическая литература, анкеты, памятки, рекомендации, методические разработки, сценарии и т.д.) появляется и накапливается в процессе деятельности педагога социального.

Анализ деятельности педагога социального за учебный год

Цель: оценка результатов деятельности педагога социального, выявление позитивного и негативного компонента работы, что предполагает профессиональный и личностный рост, определение путей для дальнейшего совершенствования социально-педагогической деятельности.

Общие требования к анализу:

·               четкость построения по блокам, разделам или направлениям плана работы;

·               логическая последовательность изложения;

·               аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;

·               точность оценок, исключающих субъективизм;

·               доказательность выводов;

·               четкость и социально-педагогическая обоснованность предложений;

·               обязательное применение наглядности: графиков, таблиц, диаграмм.

Этика социального педагога

Создание условий и оказание помощи в самосовершенствовании, улучшении социального функционирования личности, ее самореализации – суть деятельности социального педагога. Только такого рода деятельность может быть основана на доверии между людьми, на взаимопонимании, взаимоответственности и сотрудничестве, а также базируется на психолого-педагогической грамотности, деликатности, тактичности, личных качествах профессионала.

Социальный педагог должен руководствоваться принципами профессиональной компетентности, этики и морали, порядочности – т.е. соблюдать кодекс этики профессионального социального педагога.

Важнейшей составляющей Кодекса являются следующие положения:

·          социальный педагог не должен использовать отношения с клиентом в личных целях;

·          не должать способствовать и участвовать в различных формах дискриминации;

·          должен избегать связей или отношений, которые могут навредить клиентам;

·          не вступать в сексуальные отношения с клиентом;

·          завершает работу и профессиональные отношения с клиентами, когда работа и отношения его не являются необходимыми для клиента или его семьи;

·          не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют граждан или юридические права клиентов;

·          уважать тайну клиента (конфиденциальность);

·          не должен принимать ценных подарков за работу.

Кабинет для работы социального педагога

         Приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении положения о кабинете социально-психологической службы учреждений образования» от 13 августа 1998г. №496

         В целях развития социально-психологической службы системы образования и создания надлежащих условий для оказания социально-психологической помощи и для деятельности педагога социального в учебно-воспитательных учреждениях ПРИКАЗЫВАЮ:

1.     Утвердить Положение о кабинете социально-психологической службы учреждений образования (прилагается).

2.     Управлениям образования облисполкомов и Минского горисполкома, высшим и средним специальным учебным заведениям, республиканским внешкольным учреждениям:

2.1.         Обеспечить до 1 мая 1999 года в учебно-воспитательных учреждениях выделение и оборудование помещений для кабинета социально-психологической службы в соответствии с утвержденным Положением и создать условия для оптимального режима его работы, максимально учитывающего запросы детей, учащихся, студентов, преподавателей, воспитателей и родителей.

2.2.         Назначить заведующими кабинетами социально-психологической службы наиболее квалифицированных педагогов социальных учебно-воспитательного учреждения.

3.     Государственной инспекции учебных заведений (Н.И. Сергеев) при инспектировании, аттестации и контроле деятельности учебных заведений отражать в итоговых документах состояние кабинета социально-психологической службы и его соответствие утвержденному Положению.

4.     Отделу труда и заработной платы (Л.И. Суботская) до 1 октября 1998 г. включить в условия оплаты труда доплату за заведование кабинетом социально-психологической службы.

5.     Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления социальной и воспитательной работы Г.А. Бутрима.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 №496

Положение о кабинете социально-психологической службы

учреждений образования

         Кабинет социально-педагогической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научно-исследовательской работы и социально-педагогического консультирования. Кабинет социально-педагогической службы является основным рабочим местом социального педагога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые социальным педагогом для решения задач социально-педагогической службы.

Кабинет социально-педагогической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям.

1. Техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий

Кабинет социально-педагогической службы должен соответствовать следующим требованиям:

1.     15 посадочных мест (не менее 45м2 на 1 или 2 помещения).

2.     Телефон.

3.     Компьютер.

4.     Слайдопроектор.

5.     Магнитофон.

6.     Телевизор.

7.     Видеомагнитофон.

8.     Множительный аппарат (он может находится в другом помещении).

9.     Экран.

10.           Рабочий стол и стул.

11.           Шкаф для техники и пособий.

12.           Металлический шкаф для хранения документации.

13.           Журнальный стол.

14.           2 кресла.

15.           Цветные сменные перегородки.

16.           Цветы (или аквариум, клетка для птиц, картины и т.д.).

17.           Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ.

18.           Набор игрушек и настольных игр в дошкольных учреждениях и школах (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаика и т.п.)

19.           Набор материалов для детского творчества в дошкольных учреждениях и школах (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага и т.п.).

20.           Раздаточный материал (бланки, анкеты и др.) для детей, учащихся, студентов, родителей, педагогов.

21.           Библиотека социального педагога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).

Кабинет социально-педагогической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны передвижными перегородками.

Для занятий с детьми и подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы социального педагога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

1)    зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у посетителей;

2)    зона первичного приема и беседы с данными о посетителях (детях, учащихся, студентах, педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для социально-педагогического обследования;

3)    зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковыми бра;

4)    зона игровой терапии предназначена для детей и приобретает особое значение. Поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности;

5)    зона снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности.

При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами зоны видимости и пересечения с кабинетами администрации, учительской, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.

2. Документация.

В качестве обязательных документов социальный педагог должен иметь:

1.     План работы на год, утвержденный руководителем учреждения.

2.     План-сетку работы на неделю.

3.     Социально-педагогическую документацию, которая хранится до окончания ребенком, учащимся, студентом данного учреждения.

4.     Краткие планы и программы проводимых занятий.

5.     График работы с указанием времени индивидуальных консультаций, который расположен у входа в кабинет.

6.     Журнал учета работы (консультаций, групповых и индивидуальных занятий).

7.     Годовой аналитический отчет о проделанной работе, утвержденный руководителем учреждения.

8.     Перечень имущества и оборудования. При увольнении социальный педагог сдает всю документацию на хранение руководителю учреждения.
 

Литература

1.     Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2002.

2.     Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми.

3.     На пути к совершенству: Деятельность классного руководителя. – Мн., 2004.

4.     Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

5.     Поспелова Н.С. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства // Праблемы выхавання. – 2004. - №3. – С.54-69.

6.     Сукало В.О., Минец И.Н. О судебной практике по делам о лишении родительских прав // Право Беларуси. – 2002. – №17.

7.     Психологическая помощь: Педагогическая мастерская. – Мн., 2002.

8.     Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. - №2; 2002. - №№2, 4-6; 2003. - №№3-6.

9.     Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1999.

10.           Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

11.           Шепетенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

12.           Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

13.           Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки / Под ред. Л.И. Смагиной. – Мн., 2001.

14.           Зборнік нарматыўных дакументаў. – 2002. - №9.

15.           Праблемы выхавання. – 2003. - №1.

16.           Проблемы социальной педагогики в школе / Науч.ред. И.И. Колачева. – Мн.: НИО, 1999.

17.           Севковская З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия.

 

Приложение 1

Карта документации социального педагога

Подпись: Карта документации
Подпись: Нормативно-правовая база
Подпись: Планирование 
Подпись: Отчетно-аналитическая 
документация
Подпись: Нормативная документация, определяющая функциональные обязанности социального педагога
Подпись: 1.    План работы на год
2.    Календарный план на месяц
3.    План работы на неделю
4.    График работы
5.    Планы совместной работы: с ИДН, ОИДН, ДЮКом, поликлиниками и т.д.
6.    План работы Совета профилактики.
7.    План работы совета по охране детства
Подпись: 1.    Аналитический отчет о работе за предыдущий год.
2.    Журнал учета работы.
3.    Журнал консультаций.
4.    Журнал учета правонарушений.
5.    Журнал работы инспектора ИДН.
6.    Журнал взаимодействия с заинтересованной общественностью.
7.    Аналитические справки.
8.    Акты рейдов «Подросток», «Семья».
9.    Банк данных детей различных категорий учета.
10. Социальный паспорт школы.
11. Индивидуально-профилактические карточки на учащихся.
12. Материалы просветительской деятельности (лекции, беседы, классные часы, сценарии).
13. Протоколы заседаний советов.

  

 

Приложение 2

Выписки из «Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях»

         Статья 51. Мелкое хищение государственного или общественного имущества.

         Мелкое хищение государственного или общественного имущества путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением или мошенничества – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти минимальных заработных плат или исправительные работы на срок от одного до двух  месяцев с удержанием двадцати процентов заработка.

         Примечание. Мелким хищением государственного или общественного имущества признается хищение на сумму, не превышающую установленного минимума заработной платы на момент совершения правонарушения (штраф до 10 минимальных зарплат).

Статья 156. Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа в размере от двух минимальных заработных плат или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 1561. Умышленное легкое телесное повреждение или побои.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения или нанесение побоев, если они не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере до трех минимальных заработных плат, или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 1562. Клевета.

Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, - влечет наложение штрафа в размере до трех минимальных заработных плат или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка.

Статья 1563. Оскорбление.

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение штрафа в размере до двух минимальных заработных плат.

Статья 159. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде.

Распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной минимальной заработной платы.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, - влекут наложение штрафа в размере до двух минимальных заработных плат.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, - влекут наложение штрафа в размере от одной до трех минимальных заработных плат либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до пятнадцати суток.

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно и распитие ими спиртных напитков, - влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до двух минимальных заработных плат.

Статья 160. Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. Покупка спиртных напитков для лиц, не достигших 21 года.

Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами, - влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти минимальных заработных плат.

Покупка в предприятиях торговли и общественного питания спиртных напитков для лиц, не достигших 21 года, - влечет наложение штрафа в размере до десяти минимальных заработных плат.

Статья 162. Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностями по воспитанию и обучения детей.

Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также совершение несовершеннолетними правонарушений (кроме правонарушений, предусмотренных частью четвертой статьи 159 настоящего Кодекса, частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи) – влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до трех минимальных заработных плат.

Мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, - влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере от трех до пяти минимальных заработных плат.

Умышленное повреждение или уничтожение телефонов-автоматов, совершенное подростками в возрасте от 14 до 16 лет, - влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере от пяти до десяти минимальных заработных плат.

Совершение подростками в возрасте от 14 до 16 лет повторно в течение года после применения мер административного взыскания действий, предусмотренных частью третьей этой статьи, - влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат.

Статья 165. Заведомо ложный вызов специальных служб.

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи и других специальных служб – влечет наложение штрафа в размере до десяти минимальных заработных плат.

Выписки из Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь

Статья 432. Применение задержания и мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого.

3. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания по стражей немедленно ставятся в известность родители или другие законные представители несовершеннолетнего.

Статья 433. Порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Вызов несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого, не содержавшихся под стражей, к следователю или в суд производиться через родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специальном детском учреждении, - через администрацию этого учреждения.

Статья 434. Допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого.

1. Допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.

Статья 435. Участие педагога или психолога.

1.     При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого участие педагога или психолога обязательно.

2.     Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, прокурор разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса.

3.     Участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого в судебном заседании определяется правилами частей первой и второй настоящей статьи.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

1.            Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2.            Лицо, совершившее запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит уголовной ответственности за:

1)           убийства (статья 139);

2)           причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3)           умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4)           умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5)           изнасилование (статья 166);

6)           насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7)           похищение человека (статья 182);

8)           кража (статья 205);

9)           грабеж (статья 206);

10)      разбой (статья 207);

11)      вымогательство (статья 208);

12)      угон автодорожного транспорта или маломерного водного судна (статья 214);

13)      умышленное уничтожение либо повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия (части вторая и третья статьи 218);

14)      захват заложника (статья 291);

15)      хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатого вещества (статья 294);

16)      умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17)      хищение наркотического средства, психотропных веществ и прекурсоров (статья 327);

18)      хулиганство (статья 334);

19)      заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20)      осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341).


 

Приложение 3

Социально-педагогический паспорт школы

Класс

Количество

Характеристика семей учащихся

Характеристика учеников

Занятость в кружках, секциях

Примечание

Мальчики

Девочки

Общее

Многодетные

Малообеспеченные

Неполные

Опекунские

Переселенцы из Чернобыльской зоны

Неблагоприятный воспитательный фон

Имеют проблемы с жильем

Другие проблемы

Хорошо успевающие в учебе

Проблемы с учебой

Проблемы с поведением

Ограниченные двигательные возможности

Хронические внутренние заболевания

Психоэмоциональные отклонения

Другие проблемы

На

учете

«группа риска»

ИДН

Школа

1.       

2.       

3.       

4.       

5.       

6.       

7.       

8.       

9.       

Всего

Дата                                       Социальный педагог                                              Директор школы

 

Социально-педагогический паспорт класса

Фамилия, имя ученика

Характеристика семей учащихся

Характеристика школьника

Занятость в кружках, секциях

Примечание

Многодетные

Малообеспеченные

Неполная семья

Опекунские

Переселенцы из Чернобыльской зоны

Неблагоприятный воспитательный фон

Проблемы жилья

Другие проблемы

Хорошо успевающие в учебе

Не желает учиться

Учеба дается с трудом

Состоит на учете в ИДН

Состоит на школьном учете

«Группа риска»

Ограниченные двигательные возможности

Хронические внутренние заболевания

Психоэмоциональные отклонения

Другие проблемы

Ученик проживает с мамой

Ученик проживает с папой

Проживает с бабушкой, дедушкой

1.       

2.       

3.       

4.       

5.       

6.       

7.       

8.       

9.       

Всего

Дата                                       Классный руководитель                                         Социальный педагог


 

Приложение 4

Социальный паспорт __________школы на _________ учебный год

Всего

Подг. -3 кл.

4-9 кл.

10-11 кл.

1.

Количество учащихся

2.

Многодетных семей

·        в них детей до 18 лет

·        школьников

3.

Опекунский семей

·        в них детей до 18 лет

·        школьников

4.

Неполных семей

·        в них детей до 18 лет

·        школьников

5.

Остронуждающихся семей

·        в них детей до 18 лет

·        школьников

6.

Количество семей, воспитывающих детей-инвалидов

·        в них детей до 18 лет

·        школьников

7.

Количество неполных семей (воспитанием занимается один отец)

·        девочек

·        мальчиков

8.

Неблагополучных семей

·        в них детей до 18 лет

·        школьников

9.

Семей, лишенных родительских прав

10.

Количество учащихся, не имеющих базового образования

·        девочек

·        мальчиков

11.

Количество учащихся, состоящих на ВШУ

·        девочек

·        мальчиков

12.

Количество учащихся, состоящих на учете в ИДН

·        девочек

·        мальчиков

Из семей:

·        неполных

·        неблагополучных

·        многодетных

·        опекунских

13.

Приемные семьи:

·        в них детей до 18 лет

·        школьников

14.

Занятость учащихся:

в школьных кружках

·        девочек

·        мальчиков

в секциях

·        девочек

·        мальчиков

в школьных организациях

·        девочек

·        мальчиков

в клубах

·        девочек

·        мальчиков

15.

Занятость в общественных организациях:

·        БРПО

·        БРСМ

·        Гайды

·        Скауты

16.

Занятость во внешкольных учреждениях

17.

Количество семейных клубов

Численность


 

Приложение 5

Коррекционная программа для учащегося, стоящего на учете ИДН, ВШК, группе риска

Фамилия________________________________________________________

Имя____________________________________________________________

Отчество________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________

Телефон________________________________________________________

Класс_______ Классный руководитель_______________________________

Данные о родителях:

Мать___________________________________________________________

Место работы, телефон____________________________________________

Отец___________________________________________________________

Место работы, телефон____________________________________________

Состояние здоровья_______________________________________________

Краткая характеристика учащегося__________________________________

Краткая характеристика семейно-бытовых условий (акт обследования прилагается)

Психологическая карта учащегося прилагается.

Участие в общественной работе____________________________________

В каком кружке или секции занимается______________________________

Совершенное правонарушение_____________________________________

1. Исходный уровень: не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы, демонстрация асоциального поведения в педагогических ситуациях: никакого согласия на предложения педагога, обход учебных заданий, отказ от всякого контакта с педагогами, игнорирование необходимости помогать окружающим и др. (нужное подчеркнуть или дописать)___________________________________________________________

2. В какой помощи нуждается ребенок? (изменение отрицательных факторов семейного воспитания: повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителе, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей; отрицательные факторы школьного воспитания в обучении: негативное отношение к урокам, пропуски занятий, нарушение дисциплины; отрицательные факторы стихийно-группового общения: асоциальные группы, выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство, общение на основе пустого времяпрепровождения; негативные особенности самой личности: слепое подчинение чужому негативному влиянию, неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков общественного поведения, безвкусица внешнего вида, вульгарность манер, неспособность различать «плохие» и «хорошие» поступки в поведении и др.)____________________________________________________________

3. Направление коррекционной работы: нормализовать учебу ребенка, его поведение, с кем изменить характер его взаимоотношений, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь, т.е.: спортивную, трудовую, техническую, художественную и т.д.)_________________________

4. Распределение обязанностей: семья – школа – классный руководитель – учителя-предметники – медработники – педагог-организатор – педагог социальный – психолог.

Медработники:

1.     Контроль на педикулез, чесотку и др. заболевания.

2.     Совместно с участковым врачом ведет контроль выдачи справок, освобождающих от посещения школы по болезни.

3.     Индивидуальные беседы, консультации по здоровому образу жизни и культуре гигиены.

По каждому учащемуся ИДН, ВШК подает отчет о проделанной работе по этим трем пунктам для приобщения в личное дело каждого учащегося этой категории.

Классный руководитель.

Ведет ежегодный контроль за посещением уроков этими учащимися и предоставляет отчет по пропускам уроков с указанием причин отсутствия, вовлекает в кружковую деятельность, посещает учащегося на дому и предоставляет акт обследования, проводит еженедельные беседы с родителями по успеваемости и поведению учащегося в любой форме (по телефону, в очной беседе). Кроме этих сведений, в личное дело на каждого учащегося классный руководитель предоставляет характеристику учащегося, сводную ведомость по четвертям, акты рейдов «Подросток». В случае необходимо приглашает учащегося вместе с родителями на совет профилактики.

Учителя-предметники.

Индивидуально работают с учащимися на уроке и после урока. Приглашают родителей в школ, выступают на родительских собраниях с информацией по успеваемости и поведению учащихся на его уроке, дают рекомендации по подготовке к своему предмету. В случаях неудовлетворительной успеваемости учащихся подают отчет о проведенной с ними индивидуальной работе в личное дело каждого учащегося (ИДН, ВШК).

Педагог-организатор.

Вовлекает учащихся в работу детских и молодежных организаций, проводит мероприятия воспитательного характера с трудными учащимися (беседу, вечер, экскурсию, встречу с интересными людьми и т.д.), помогает выбрать кружок, секцию по интересам. Подает отчет о проведенной работе индивидуально с каждым учащимся группы ИДН, ВШК в личное дело каждого учащегося.

Педагог социальный.

 Знакомит с программой реабилитации всех участников данной программы и отвечает за ее выполнение, в случае необходимости знакомит с изменениями, произошедшими в программе, и отчитывается перед администрацией о ходе ее проведения.

Психолог.

Предоставляет отчет в личное дело учащегося, результаты работы психолога с подростком за период (ежемесячно). Составляет программу изучения личности подростка (паспортные данные и причина постановки, психологическая диагностика и анализ причин асоциального поведения, мероприятия по психологической коррекции и профилактике, рекомендации подростку, классному руководителю, учителям-предметникам, педагогу социальному и родителям). Эту информацию психолога должен иметь каждый из участников программы реабилитации. Предоставляет итоговый анализ своей работы с трудными подростками за учебный год.

Заместитель директора по воспитательной работе.

Контролирует работу всех участников программы, при необходимости вносит дополнения в нее, следит за ее результатами. В случае отсутствия положительных результатов решает вопрос о приглашении учащегося с родителями на КДН и др.

Учетно-профилактическая карточка несовершеннолетнего

Основание для постановки на учет и дата____________________________

Фамилия, имя, отчество___________________________________________

Дата рождения___________________________________________________

Место жительства________________________________________________

Место учебы (работы)_____________________________________________

Сведения о родителях_____________________________________________

Сведения о закреплении общественного воспитателя___________________

Круг общения:

Положительный

Отрицательный

Дата

Содержание проводимой профилактической работы

Основание снятия с учета, дата_____________________________________


 

Приложение 6

 Социально-педагогическая карта ученика, имеющего проблемы

Фамилия_____________   Имя ____________  Пол ____   Год рождения___

Класс______Адрес_______________________________________________

Состояние здоровья ______________________________________________

Домашние условия_______________________________________________

|

п/п

Ярко выраженная склонность

Имеет место

Нейтральное отношение

Имеет место

Ярко выраженная склонность

1.   

Оценка в баллах

4

3

2

1

0

2.   

Успевающий

Неуспевающий

3.   

Дисциплинированный

Недисциплинированный

4.   

Спокойный, уравновешенный

Вспыльчивый, нервозный

5.   

Неагрессивный

Агрессивный

6.   

Усидчивый

Неусидчивый

7.   

Поддается воспит. воздействию

Трудновоспитуем

8.   

Может служить примером

Плохо влияет на сверстников

9.   

Волевой

Безвольный

10.           

Честный

Склонен к обману, лжи

11.           

Инициативный

Безынициативный

12.           

Самокритичный

Несамокритичный

13.           

Авторитетен среди сверстников

Неавторитетен

14.           

Смелый

Трусливый

15.           

Доброжелательный

Недоброжелательный

16.           

Открытый

Скрытный

17.           

Трудолюбивый

Ленивый

18.           

Занимается физкультурой

Физкультурой не занимается

19.           

Проявляет творч. активность

Творч. активности не проявляет

20.           

Имеет достойное увлечение

Достойного увлечения не имеет

21.           

Аккуратен

Неряшлив

22.           

Воспитанный

Невоспитанный

23.           

Общительный

Необщительный

24.           

Имеет собственное мнение

Собственного мнения не имеет   

25.           

Неконфликтный

Конфликтный                     

26.           

Хорошее отношение в семье

В семье неуважительный

27.           

Не курит

Курит

28.           

К алкоголю безразличен

Употребляет алкоголь

29.           

Наркотики не употребляет

Приобщился к наркотикам

30.           

Любит и оберегает природу

Бездушное отношение к природе

31.           

32.           

33.           

Сумма баллов

Общий балл

                      Динамика по шкале

Дата

Балл

'

Примечания:____________________________________________________________

Место заполнения_________________    Заполнил_____________________


 

Приложение 8

АКТ

обследования материально-бытовых условий семьи

«___»_____________200__г.                                             г._______________

         Мы, комиссия в составе__________________________________________ произвели обследование материально-бытовых условий проживания семьи:

Ф.И.О. главы семьи_______________________________________________

Место работы, зарплата___________________________________________

Год рождения_______________

Адрес, характеристика жилплощади (отдельная, коммунальная, комната в общежитии, количество м2, отдельная комната у ребенка) ________________________________________________________________

Состав семьи (указать, где учатся дети, или работаю члены семьи)____________________________________________________________

Потребление алкоголя родителями (умеренное, злоупотребление) ________________________________________________________________

Были ли осуждены кто-либо из родителей, или иных родственников, когда и за что_____________________________________________________________

Проверкой установлено___________________________________________

Показания соседей_______________________________________________

Выводы_________________________________________________________

Подписи членов комиссии:


 

Приложение 9

Карточка учета неблагополучной семьи.

1. Ф.И.О.___________________                  Место работы________________

2. Адрес________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Сведения о детях_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Причина неблагополучия семьи__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Меры воздействия______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерные категории неблагополучных семей

Подпись: Примерные категории неблагополучных семей
Подпись: Родители, злоупотребляющие алкоголем и ведущие аморальный образ жизни
Подпись: Малообеспеченная семья
Подпись: Хронически болеющие родители
Подпись: Воспитание детей ближайшими родственниками
Подпись: Конфликтные семьи. Нарушение детско-родительских отношений
Подпись: Неполная 
семья
Подпись: Многодетная
семья

  



 

Приложение 10

Разработан социальны педагогом СШ N26 г. Гомеля Карпезо Л.Г.

Социальный паспорт семьи группы риска

ФИО ребенка________________________________________года рождения,

проживающего по адресу:___________________________________________

учащегося____кл., сш N___

1.Категория и структура семьи: а) полная, б) неполная: воспитывает одна мать -1; воспитывает один отец - 2; мать - одиночка -3; воспитывает бабушка, дедушка, кто-то из родственников - 4; семья с опекаемым ребенком - 5; семья с приемным ребенком - 6; в) родители разведены - 1; родители разведены, но проживают вместе - 2; родители не разведены, но проживают отдельно - 3; г) семья с 1 ребенком - 1; с 2 детьми -2; многодетная-3.

II.Общие сведения о семье:

1. ФИО, возраст, место работы, должность родителей или лиц их заменяющих______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Члены семьи дети (ФИО, год рождения, место учебы и проживания), другие члены семьи (ФИО, родственные отношения):_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

III.Материальный уровень семьи (очень высокий -1, высокий - 2, обеспеченная - 3, малообеспеченная - 4, нуждающаяся - 5)

IV.Характеристика условий в семье:

а) жилищные______________________________________________________

б) санитарные______________________________________________________

V.a) Где состоит на учете____________________________________________

б) По чьей инициативе______________________________________________

VI.K какому фактору риска относится:

1.Социально - демографический фактор:

многодетная - 1, неполная - 2, с приемными родителями - 3, с недееспособными

родителями - 4, малообеспеченная 5.

2.Социально - педагогический фактор:

родители не справляются с социальной ситуацией - 1, конфликтная семья -2, семья, где дети самовольно уходят из дома - 3.

З.Социально - криминогенный фактор:

семья, где имеется угроза жизни детей - 1, деградация родителей - 2.

Выводы:

Необходимо_______________________________________________________

Нуждается_______________________________________________________

Дата

Приложение 11

Разработана социальным педагогом СШ N26 г. Гомеля Карпезо Л.Г.

Коррекционная программа работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

Начата «___»____________________200__г.

Продолжена «___»_______________200__г.

Ф.И.О.ребенка___________________________________________г.рожд.

Прожив. по адресу:_______________________________________________

1.Категория и структура семьи: а)полная: б)неполная: воспитывает одна мать - 1, воспитывает один отец - 2, воспитывает мать-одиночка - 3, воспитывает бабушка, дедушка, кто-то из родственников - 4, семья с опекаемым ребенком - 5, семья с приемным ребенком – 6; в)родители: разведены - 1, не разведены, но проживают раздельно - 2, разведены, но проживают вместе - 3; г) семья: с одним ребенком - 1, с двумя детьми -2, многодетная -3.

2.Общие сведения о семье:

2.1. ФИО, возраст, место работы, должность родителей______________

2.2. Члены семьи (дети :ФИО, возраст, место учебы и пр.; другие члены семьи: ФИО, родственные отношения)______________________________

З.Жилищные условия: отдельная квартира -1, частный дом -2, комната в общежитии -3, малосемейное общежитие -4, с родственниками - 5, прочие – 6_____

4.Санитарно — гигиенические условия: удовлетворительные - 1, неудовлетворительные -2, крайне неудовлетворительные - 3______________

5.Условия для приготовления уроков и отдыха ребенка: отдельная комната-1, отдельное место в комнате -2, нет своего уголка -3___________

6.Материальный уровень семьи: очень высокий -1, высокий -2, обеспеченная -3, малообеспеченная -4, нуждающаяся -5______________________

7.Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи прилагается. 8.Тип семьи:

-педагогически - некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания) Признаки: отсутствует единство требований - 1, ребенок безнадзорен -2, жесткое обращение - 3, систематические физические наказания - 4, низкая осведомленность об интересах ребенка и поведении вне школы -5, дети самовольно уходят из дома — 6.________________________________

нравственно - неблагополучная: родители ведут аморальный образ жизни -1, пьянство -2, тунеядство -3, содержат притон - 4, имеют судимость — 5, воспитанием детей не занимаются — 6. - конфликтная : в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера - 1, между родителями постоянно конфликты - 2, родители повышено раздражительны - 3, жестоки - 4, нетерпимы -5, не справляются с социальной ситуацией - 6.________________

9.Характер взаимоотношений в семье

9.1.Между взрослыми членами семьи: гармоничный-1, компромиссный-2, мнимый-3, неустойчивый-4, конфликтный -5, резко- конфликтный - 6, аморальный — 7, другой — 8______________________________________

9.2 .Характер отношений родителей и других взрослых членов семьи с ребенком: слепое обожание - 1, заботливость - 2, дружба - 3, доверие - 4, равноправие - 5, мелочная опека - 6, полная самостоятельность -7, отчуждение - 8, равнодушие - 9, независимость - 10, бесконтрольность -11, прочее - 12____________

9.3.Позиция ребенка в семье: предоставлен сам себе - 1, никто им не интересуется - 2, забвение интересов ребенка - 3, запуган авторитарным отношением - 4, не уверен в себе - 5, избегает общения с родителями -6, на положении золушки в семье - 7, кумир семьи , во всем ему помогают- 8, объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону - 9, занимает в семье педагогически оправданную позицию - 10, прочие - 11.______

9.4. Отношение ребенка к родителям, как он показывает и переживает свое положение в семье: дорожит семьей - 1, родители авторитеты для подростка - 2, отношение безразличное - 3, относится пренебрежительное - 4, остро переживает семейную драму - 5, тяготеет к одному из родителей (к какому и почему) - 6, другое - 7___________________________________

10.Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние

________________________________________________________________

11.Кто из членов семьи пользуется наибольшим авторитетом и почему:

________________________________________________________________

12.Отношение семьи к учебным делам ребенка: постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за отметок

13.Связь семьи со школой: а) постоянная - 1, эпизодическая - 2, крайне редкая -3 , отсутствует - 4,б) по инициативе: школы - 1, родителей - 2, другое - 3

14.Отношение взрослых к внеучебным занятиям ребенка: поощрительное, заинтересованное, контролирующее, равнодушное, отрицательное

15.Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка: заинтересованное, равнодушное, негативное

16.Уровень педагогических знаний родителей: отсутствует — 1, низкий - 2, удовлетворительный - 3.

17.Оценка семьи как воспитательного коллективаа) удовлетворительная, б) неудовлетворительная: утрата контакта с детьми - 1, утрата контроля над поведением детей - 2,уклонение от воспитания детей - 3.

18.Имеются ли отклонения в поведении какого-либо из членов семьи: алкоголизм — 1, наркомания — 2, психические расстройства - 3, прочие - 4____

19.Состоит ли семья на учете в ИДН, КДН, в органах опеки и с какого времени________________________________________________________

20.Причины неблагополучия семьи:_______________________________

21.Карта личности учащегося прилагается.

22.Направления коррекционной работы и рекомендации прилагаются.

23.Учет проводимой работы с семьей и ребенком прилагаются.

24.Результаты реабилитации семьи (что изменилось после проведенной работы с семьей и ребенком, либо изменений нет)_____________________

24.ВЫВОДЫ (семья нуждается в вызове на КДН, лишении родительских прав, дети нуждаются в установлении опеки, помещении в социальный приют, снятии с учета, другое)

Социальный педагог                                   Психолог          


 

Приложение 12.


 

Приложение 13.


 

Приложение 14

Разработана социальным педагогом СШ №26 г. Гомеля Карпезо Л.Г.

Карта личности

учащегося (йся)______класса __________школы,

требующего (щей) повышенного педагогического внимания

1.Ф.И.О.________________________________________________________

2.Физическое состояние: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

3. Наличие физических недостатков, хронических заболеваний:______

4.Характеристика свойств личности

4.1.Уровень самооценки: адекватный, завышенный, заниженный.

4.2.Уровень агрессивности: низкий, средний, высокий.

4.3. Уровень тревожности: низкий, средний, высокий.

4.4.Признаки повышенной тревожности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, к сверстникам, отказ от контактов, отказ от общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки.

4.5.Патологические влечения:

-курение: не курит, курит эпизодически, систематически,

-употребление спиртных напитков: не употребляет, употребляет эпизодически, систематически,

-употребление токсико-наркотических веществ: не употребляет, употребляет эпизодически, систематически.

5.Особенности психики

5.1.Уровень памяти: низкий, средний, высокий.

5.2.Уровень внимания: низкий, средний, высокий.

5.3.Быстрота восприятия: высокая, средняя, слабая.

5.4.Эмоциональная устойчивость: хорошая (сдержанность), средняя, плохая (несдержанность).

5.5.Темперамент. Черты какого типа темперамента преобладают: холерического, сангвинистического, флегматического, меланхолического.

6.Личностные особенности

Положительные:

Отрицательные:

Активность, аккуратность, доброта, дружелюбие, добросовестность, дисциплинированность, жизнерадостность, инициативность, настойчивость, невозмутимость, общительность, организованность, отзывчивость, откровенность, ответственность, правдивость, послушание, подвижность, работоспособность, справедливость, скромность, самостоятельность, сосредоточенность, спокойствие, трудолюбие, упорство, уверенность, уступчивость, уравновешенность, целеустремленность, энергичность

Агрессивность, безволие, безразличие, безответственность, безынициативность, боязливость, вялость, грубость, дерзость, жадность, жестокость, зависть, замкнутость, импульсивность, леность, лживость, лицемерие, неаккуратность, нескромность, непослушание, неорганизованность, несамостоятельность, неуравновешенность, неуправляемость, недобросовестность, несправедливость, недисциплинированность, неуступчивость, невыдержанность, озлобленность, подавленность, рассеянность, скрытность, слабоволие, страхи, трусость, угнетенность, угрюмость, упрямство, черствость

7.Социализация

7.1.Ориентирован в окружающем мире: информирован, осведомлен, практичен.

7.2.Заинтересованность в происходящем: разносторонность интересов, эгоистичность, пассивность, безразличие, асоциальность взглядов и поведения, склонность к суициду.

7.3.Взаимоотношения с одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, претендует на лидерство, конфликтные, ни с кем не общается.

7.4.Взаимоотношения с родителями: выполняет все распоряжения, выполняет распоряжения под нажимом, выполняет не все распоряжения, открыто отрицает авторитет родителей.

7.5.Манера и стиль общения с окружающими:

-доминантный стиль: уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою правоту,

- недоминантный стиль: застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре,

- экстраверт: постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим,

- интроверт: не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен.

7.6.Отношение к общественному мнению:

активно-положительное: понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять пассивно-положительное: понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет безразличное: не реагирует на критику, не меняет поведения.

7.7.Общественная активность: активен, пассивен, безразличен, уклоняется.

8.Интересы

8.1. Проявляет  интерес к деятельности: физической, умственной, технической, организаторской, художественной, спортивной, не проявляет интереса.

8.2.Как предпочитает проводить досуг: работа с техникой, увлечение компьютером, компьютерными играми, музыкой, спортом, бесцельное проведение свободного времени.

8.3.Проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (занимается в кружках, секциях, клубах и т.д.)_______________________

9.Особенности учебной деятельности

9.1.Интеллектуальные способности: высокие, средние, низкие.

9.2.3аинтересованность в учебе: заинтересован, безразличен, не заинтересован.

9.3. Уровень успеваемости: высокий, достаточный, средний, удовлетворительный, низкий.

9.4.Посещаемость занятий: а)нет пропусков занятий без уважительных причин,  б) есть пропуски отдельных уроков (дней) без уважительных причин: иногда, часто, постоянно, уклоняется от учебы.

10.Особенности поведения

10.1.Поведение в школе: а)нет нарушений дисциплины, б) нарушает дисциплину: иногда, часто, постоянно, в} не работает на уроках, г) отказ от требований.

10.2.Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.

10.3.Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

10.4.Особые нарушения в поведении: наличие вредных привычек, сквернословие, драки, избиение младших и слабых, жестокое отношение к животным, проявление садистских наклонностей, воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка.

11.Причины отклонения в поведении:

11.1.Отклолнения от нормы в состоянии здоровья: нарушения в физическом и психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуации характера, неврозы, дефекты памяти, мышления.

11.2.Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений: а) непопулярен, непринят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе; б)примыкающий ценой жертв, потерь, помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; в) конфликтен, отчужден, бесконтролен, выталкиваемый из семьи.

11.З.Ошибки педагогов: превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания,  связанные с унижением личности ученика;  противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей школьника; конфликтные отношения между педагогами и родителями ребенка или педагогом и ребенком; д) другое_____________________________________________________________

11.4.Ошибки семейного воспитания: а) «заласканое детство», «задавленое детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»; б)отсутствие элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; в) отстранение подростка от физического труда; г) конфликты в семье ; д) другое___________________

11.5.Социальные причины: противоречия в обществе, в микросоциуме.

11.6.Психотравмирующие ситуации________________________________

12.Состоит ли на внутришкольном профилактическом учете_________

на учете в ИДИ, КДН___________________________________________

Дата заполнения карты: « _ » ____________200 _ г.

Социальный педагог                              Психолог              


 

Приложение 15

Уважаемые родители!

         Администрация и социальный педагог ________школы напоминает Вам о том, что ваш(а) сын (дочь) __________________________________ состоит на внутришкольном учете (на учете в ИДН, в группе «риска»).

         В связи с этим сообщите о пребывании и занятости вашего (ей) сына (дочери) в период каникул с_________ по_______ включительно.

         Одновременно напоминаем Вам основные статьи Кодекса РБ «Об административных правонарушениях»:

СТ. 162. Злостное невыполнение родителями обязанности по воспитанию и обучению детей.

·          Совершение несовершеннолетними правонарушений влечет предупреждение или наложение на родителей штрафа до 3 мин. зарплат.

·          Мелкое хулиганство или хулиганство, совершаемое подростком, влечет на родителей штраф 3-5 мин. зарплат.

·          Умышленное повреждение телефона-автомата влечет наложение штрафа на родителей 5-10 мин. зарплат.

СТ. 51. Мелкое хищение государственного или личного имущества стоимостью до 1 мин. Зарплаты:

·          Влечет за собой штраф от 2 до 5 мин. зарплат или исправительные работы до 2-х месяцев с удержанием до 20% зарплаты.

СТ. 159. Распитие спиртных напитков или появление в нетрезвом виде в общественных местах влечет за собой предупреждение или штраф до 1 мин. зарплаты.

         В соответствии с решением Гомельского областного совета депутатов от 09.02.1995г. № 246 нахождение на улицах города, во дворах, подъездах, а также в других общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 14 лет после 22 часов, от 14 до 16 лет после 23 часов без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, считается правонарушением, за которое налагается штраф до 3 мин. зарплат.

Директор_______________________      дата «____»_______________

                                      (Ф.И.О.)

______________________________________________________________

Ф.И.О.                                                                Класс

ДДата

Мероприятия, проводимые в школе

Где будет находится

Кто опекает и контролирует

Ученик______________________ (подпись)

Родитель____________________ (подпись)


 

Приложение 16

ПАМЯТКА

по оформлению представления в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних

Представление пишется на имя председателя комиссии по на фирменном бланке школы и заверяется круглой печатью (в отсутствие бланка ставится угловой штамп).

         Представление должно содержать:

1.     Фамилию, имя, отчество учащегося, № школы, класс.

2.     Полную дату рождения.

3.     Адрес проживания, телефон.

4.     Сведения о родителях (мать: Ф.И.О., место работы; отец: Ф.И.О., место работы).

5.     Изложение причин обращения в комиссию по делам несовершеннолетних:

·        неуспеваемость школы (с указанием предметов, решения Совета профилактики),

·        непосещаемость (количество часов),

·        нарушения дисциплины, внутреннего распорядка учебного заведения (факты, принятые меры), состоит ли на учете в ИДН (решение о постановке на учет, дата),

·        как реагируют родители на проблемы сына (дочери), их участие в нормализации обстановки.

6.     Изложение принятых администрацией мер к учащемуся и родителям.

7.     Решение совета профилактики школы.

8.     Участие инспектора ИДН в профилактической работе с подростком.

9.     Предложения школы (принять меры к подростку и его родителям, решить вопрос дальнейшего обучения, отчисления и т.д.)

Подпись руководителя

учебного заведения


 

Приложение 17

Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона

1.     Карта-схема микрорайона (жилые дома, торговые точки, другие объекты).

2.     Описание природной среды:

·        характеристика зеленых насаждений, кв.м;

·        характеристика водной площади;

·        уровень экологического загрязнения воздуха, воды, земли химическими элементами (высокое, среднее, низкое);

·        радиологическая обстановка (благополучная, неустойчивая, неблагополучная);

·        наличие предприятий с вредными производственными технологиями;

·        уровень очистных сооружений жилого и производственного фонда: жилого (высокий, средний, низкий), производственного (высокий, средний, низкий).

3.     Описание материальной среды:

·        наличие и характер предприятий в районе (с производственным циклом химического, топливно-энергетического, машиностроительного и т.п. характера);

·        наличие газообразующих предприятий, формирующих социальную инфраструктуру;

·        научные учреждения, другие организации;

·        детские учебно-воспитательные учреждение (дошкольные, школы, ПТУ, внешкольные, другие);

·        учреждения культуры (число мест);

·        спортивные учреждения (число мест);

·        детские спортивные площадки во дворах (число);

·        учреждения службы быта, торгового, медицинского и жилищного обслуживания, обеспеченность в сравнении с нормативами;

·        наличие учреждений социального обслуживания;

·        центры социальной помощи семье и детям;

·        центры социально-педагогической реабилитации;

·        социальные приюты для детей-сирот;

·        дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

·        центры медико-социальной реабилитации;

·        центры социальной поддержки молодежи;

·        центры планирования семьи;

·        психолого-медико-педагогические консультации;

·        подростковые клубы и центры работы по месту жительства;

·        другие учреждения.

Характеристика жилого фонда, % проживающих:

·        в отдельных квартирах;

·        в общежитиях;

·        в частных домах;

·        в других жилищных условиях;

·        часто нуждающиеся в улучшении жилой площади.

Насыщенность маршрутами общественного транспорта в м/р:

·        достаточная;

·        удовлетворительная;

·        низкая.

Степень удаленности м/р от центра города:

·        до 20 минут езды;

·        25-40 минут;

·        свыше 40 минут.

Обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях.

4.     Характеристика населения:

·        число жителей___________ человек, в том числе детей:

·        до 7 лет;

·        от 7 до 11 лет;

·        от 11 до 14 лет;

·        от 14 до 18лет;

·        количество людей пенсионного возраста;

·        средний возраст взрослого населения_______ лет;

·        соотношение взрослого населения по полу, %;

·        женщин;

·        мужчин.

Специфика профессионального состава:

·        рабочие, служащие государственных учреждений и предприятий;

·        негосударственных и частных предприятий;

·        учащиеся, студенты;

·        интеллигенция;

·        доля лиц трудоспособного возраста, %;

·        доля взрослого населения, работающего в районе проживания, в %;

·        национальный состав м/р (если есть специфика);

·        миграционные движения в м/р, соотношение постоянного населения и приезжих;

·        жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них:

·        % жителей, проживающих в коммунальных квартирах, общежитиях, аварийном жилье, в перенаселенных квартирах;

·        доля взрослого населения, проживающих одиноко, % из них:

·        престарелые,

·        инвалиды;

·        характеристика национальной принадлежности населения:

·        наличие культовых учреждений (церкви, мечети, синагоги, монастыри, молельные дома и т.д.)

5.     Характеристика семей:

Количество семей, из них:

·        многодетные семьи (4 и более семей);

·        неполные семьи (одна мать, один отец);

·        молодые семьи (супружеская жизнь до 3 лет);

·        число опекунских семей;

·        число семей с разведенными родителями, проживающими в одной квартире;

·        число семей с родителями-инвалидами;

·        число семей, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, жестокое обращение с детьми и женщинами), условия которых угрожают здоровью и жизни детей;

·        число семей, стоящих на учете в правоохранительных органах;

·        число семей, лишенных родительских прав;

·        число семей с престарелыми родителями.

6.     Характеристика молодых семей (супружеский стаж до 3 лет):

·        количество молодых семей, из них, %;

·        проживающих самостоятельно в своих квартирах и частных домах;

·        проживающих с родителями;

·        проживающих в студенческих общежитиях;

·        проживающих в рабочих общежитиях;

·        проживающих на частных квартирах;

·        количество молодых семей, имеющих детей, из них;

·        нуждаются в детском дошкольном учреждении;

·        количество молодых семей, имеющих доход на уровне и ниже прожиточного;

·        количество молодых семей со смешанными национальными браками;

·        количество молодых студенческих семей;

·        количество молодых семей с несовершеннолетними родителями;

·        количество несовершеннолетних одиноких матерей, из них, %:

·        оставивших детей;

·        проживающих в родительских семьях;

·        проживающих отдельно;

·        количество молодых одиноких матерей (до 25 лет), из них, %:

·        оставивших детей;

·        проживающих с детьми в родительской семье;

·        проживающих с детьми самостоятельно.

7.     Характеристика несовершеннолетних и молодежи (до 25 лет):

·        Количество несовершеннолетних (14-17 лет), из них учатся: в школе

·        в ПТУ,

·        других образовательных учреждениях,

·        работают,

·        без определенных занятий;

·        Количество молодежи до 25 лет

·        % учащейся молодежи;

·        % работающей молодежи.

8.     Характеристика молодежи и несовершеннолетних с асоциальным поведением:

·        Количество несовершеннолетних, стоящих на учете в милиции;

·        Количество несовершеннолетних, вернувшихся из спецшкол, спецПТУ;

·        Количество несовершеннолетних, вернувшихся из ВТК;

·        Количество несовершеннолетних, условно осужденных;

·        Количество молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы;

·        Количество условно осужденной молодежи (18-25 лет).

9.     Характеристика жилищных условий и семейного положения несовершеннолетних и молодежи:

Количество проживающих в семьях:

·        молодежи;

·        несовершеннолетних.

Количество проживающих в студенческих общежитиях:

·        молодежи;

·        несовершеннолетних.

Количество проживающих в рабочих общежитиях:

·        молодежи;

·        несовершеннолетних.

Количество проживающих на частных квартирах:

·        молодежи;

·        несовершеннолетних.

Количество проживающих самостоятельно в своих домах и квартирах:

·        молодежи;

·        несовершеннолетних.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.